Плата за ТКО операторами по обращению с отходами за 2018 год

Вопрос:

За 2018 год оплата за размещение ТКО возлагается на операторов по обращению с отходами, но в тариф эти суммы не закладывались и тарифный комитет отказался их принимать при формировании тарифа в 2017 году, соответственно вопрос — откуда брать деньги на оплату и как быть если в дальнейшем полигон закроется?

Ответ:

Если в Вашем регионе выбран региональный оператор, то с момента начала его деятельности плату за размещение ТКО будет вносить он.

Положениями пп. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" (ред. от 31.12.2017) установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно подпункту «г» статьи 3 Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года. Аналогичная норма установлена частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.04.2018).

До 01.01.2019 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги за обращение с ТКО и внесения платы за размещение ТКО региональными операторами. Для операторов по обращению с ТКО (полигонов), никаких дополнительных условий не предусмотрено. Таким образом, лица, осуществляющие размещение ТКО, автоматически, без прохождения процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.07.2018) (далее ФЗ-89), приобретают статус оператора в силу законодательного определения и, следовательно, становятся плательщиком платы при размещении ТКО в отсутствие регионального оператор, в т.ч. согласно п. 5 статьи 23 ФЗ-89.

Пунктом 9 статьи 23 ФЗ-89 определено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 24.8 ФЗ-89 захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

В письме ФАС от 19 апреля 2017 г. N ВК/26417/17 было указано что, вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления (далее — органы регулирования) необходимо обеспечить установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 30.05.2016 N 484 (ред. от 25.07.2018) (далее соответственно — Основы ценообразования, Правила регулирования).

Согласно пункту 6 Основ ценообразования тариф на захоронение твердых коммунальных отходов подлежит регулированию.

В соответствии с пунктами 18, 19, 20 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту — НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При установлении тарифов применяются следующие методы:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

б) метод индексации;

в) метод доходности инвестированного капитала.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 Основ ценообразования.

В силу пункта 28 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а т.к. предельный тариф на захоронение коммунальных отходов устанавливается впервые, то при его установлении необходимо было применять именно метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в НВВ регулируемой организации включаются расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Отметим, что в первоначальной редакции до изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758, размер платы должен был определятся исходя из того, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, также этим же Постановлением был введен п. 43 (1),в котором описано, как именно должны быть определены расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Согласно п. 4 указанного Постановления оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 г и согласно п. 3 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, рекомендовано в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением.

Напомню, что в силу пункта 22 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16, не подтверждена.

При этом согласно п. 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, теоретически возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО, в том числе заемные есть, при условии, конечно, что полигон будет функционировать.

Отметим также, что правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов уполномоченными органами исполнительной власти — предмет государственного и регионального контроля (надзора). Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 (в ред. от 05.02.2016).

Рекомендую обратится в Ваш комитет по тарифам и уточнить у них будут ли пересматриваться тарифы с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758, в зависимости от полученного решения попробовать обратиться в соответствующий надзорный орган и/или в суд.

В настоящее время судебная практика по данным вопросам весьма скудная, определенный интерес представляет Решение Магаданского областного суда от 14.06.2018 по делу N 3а-9/2018, оно вынесено не в пользу оператора, но решения суда основывались на старой редакции Основ ценообразования.

Отвечала эксперт сайта ecovopros.ru Бирюкова Надежда

ecoindustry.ru